Русины-лемки - уникальная этническая группа, автохтонной проживает на территории современной Польши. По мнению большинства историков, они являются потомками славянского племени белых хорватов, которые уже в VI-VII веках проживали по обоим склонам Карпат.

В Российской Империи лемков относили к малорусского населения Карпатских гор, а сами лемки себя называли русинами, Русняк или просто «русскими». Собственно этноним лемки был выдвинут исследователями лишь в XIX веке для использования в их языке частицы «лем» - «только», в отличие от бойков, которые говорили «так есть» («только»). В дальнейшем этнографическую территорию их проживания стали называть Лемковина. Развитие национального самосознания данной этнической группы представляет большой интерес, так как с ним связаны различные аспекты культуры, общественного развития русинов и взаимоотношений народов Восточной Европы, Карпатского региона в частности. Остановимся на некоторых из них.Несмотря на свою актуальность, из-за отсутствия необходимого фактического материала, тема национального самосознания польских русинов в отечественной исторической литературе практически не изучена. В российской историографии затронуты лишь отдельные стороны этого вопроса. Так, в работах российского исследователя Михаила Дронова, прослеживаются исторические факторы потери этнической идентификации лемков Польши, рассматривается русинский национальное возрождение на современном историческом этапе. По мнению автора, принудительное переселение целой этнической группы после II Мировой войны больно ударило по национальному самосознанию лемков1.Материалы о влиянии переселения на национальную идентификацию лемков Польши приводит польский специалист по истории лемковской культуры Елена Дуц-Файфер. Автор подробно представляет данные ярко свидетельствуют о последствиях для идентификации лемков Польши переселения целого народа из родных мест. По мнению исследователя, после данного исторического события Лемковина как однородная территория этнических лемков, где развивался специфический тип народной культуры, перестала существовать2.Национальное возрождение лемков началось в середине XIX века. Как и на других территориях, где проживали русины, интеллигенция чувствовала себя частью единого русского народа от «Карпат до Камчатки» и последовательно отстаивала концепцию восточнославянского единства. В отличие от своих географических соседей - галичан, которые на рубеже XIX и XX веков в большинстве своем восприняли украинофильскую ориентацию, русины - лемки сохраняли духовное единство с Россией и русскими. Данную концепцию отстаивали и лемковские газеты, которые выходили на местном диалекте, например, газета «Лемко», выходившей с 1911 года. На волне общерусских настроений много лемковские униатские приходы переходили в православную веру.Первая Мировая война остановила национальное возрождение русинов, которых начали подозревать в симпатиях к Российской Империи. Австрийские власти создали особые концентрационные лагеря для неблагонадежного пророссийски настроенного населения, куда попало большое количество русинов-лемков, более двух тысяч человек3. Ответственность за преступления по отношению к местному русинскому населению лемки возлагают на своих идеологических противников - украинофилов, которые составляли списки неблагонадежных лиц, ориентированных на Российскую империю. На основе этих списков арестовывали интеллигенцию и простых крестьян.После развала Австро-Венгрии русофильской ориентации победила в центральных и западных областях Галичины, где была провозглашена Русская народная республика лемков (5 декабря 1918 г.) во главе с президентом, деятелем русофильской ориентации, Ярославом Качмариком (1885-1944). Руководство республики установило тесные контакты с Карпато-русской народной радой в Пряшеве. В связи с нежеланием лемковских деятелей проживать в одном государстве с поляками и практической невозможностью войти в состав России, серьезно рассматривалась идея присоединения Лемковины в Чехословакию. Однако и этому плану не суждено было осуществиться. Польские круги, сперва спокойно отреагировали на провозглашение республики, всерьез забеспокоились о возможной потере Лемковины. Существование Русской народной республики лемков закончилось 6 января 1921 арестом главных членов правительства.В межвоенный период позиция Польши относительно лемкам основывалась на польских национальных интересах. С одной стороны, проводилась политика дискриминации в восточнославянского населения Лемковины, которая сопровождалась ростом украинского влияния из соседней Восточной Галиции. Это встречало ожесточенное сопротивление со стороны лемковской русофильской интеллигенции. С другой стороны, национальная политика польских властей в 1930-е гг. была направлена на поддержку русинских организаций среди лемков, "москвофильская" ориентация которых использовалась Варшавой для противодействия усилиям украинского движения. Но польские политики стремились не допустить окончательной победы и радикализации русинских "москвофилов" 4, чтобы не оторвать от польского государства населенные лемками территории.Вторая Мировая война трагическим образом повлияла на национальное самосознание лемков. После оккупации Польши нацистской Германией в области проживания русинского населения бросились представители украинских националистов, бежавших от преследований с территории занятой Советским Союзом, немцы их считали союзниками. С появлением националистов началась массивная украинофильская пропаганда среди русинского населения, но несмотря на немецкое покровительство, украинский агитации не удалось повлиять на национальную идентификацию лемков. После нападения Германии на Советский Союз начался террор по отношению к местному русинскому населению, многих принудительно высылали на работы в Германию.Лемки с воодушевлением восприняли победу СССР во Второй мировой войне, процветало русофильство, которое все чаще заменялось симпатией к советскому строю и коммунистической идеологии. К сожалению, «советских русских» не интересовала любовь к России и русинский самосознание, основанное на общероссийском единства. Эти «русские» зачастую с пренебрежением относились к русинской культуре5. Населения Лемковины трактовалось советскими и польскими властями как украинских, на основании этого факта между Польшей и Советским Союзом был подписан договор об обмене населением приграничных территорий, по которому этнические поляки переселялись в Польшу, а украинские (среди них большинство русинов-лемков) в Советскую Украину.Сначала переселение проходило добровольно, после того как поток переселенцев иссяк, польскими властями были предприняты попытки давления на население русинской национальности. Около 60% лемков были переселены в Украину, на территорию современной Тернопольской и Львовской областей, остальные 40% были расселены в западных и восточных регионах Польши, где совсем недавно проживали немцы. Данная политика обусловливалась тем, что польские власти стремились ликвидировать действовали в Карпатах отряды УПА, но общественные и политические деятели движения лемков всегда указывали на отсутствие не только поддержки украинского национализма среди русинского населения, но и украинского самосознания. Кроме того, Польша и Советский Союз стремились минимизировать будущие возможные конфликты между польским и восточнославянским населением края, сделав мононациональным состав своих территорий.Большинство лемков было переселено в воеводства Вроцлав (10412 человек), Зелена-Гура (7819 человек), Опольское (1984 человек), Познань (1312 человек) и Кошалин (1016 человек). Сначала переселенцев было разрешено размещать на расстоянии не менее 50 км. от сухопутной границы и 30 км. от морских границ и столиц воеводств так, чтобы они не образовывали в округах кластеры с более, чем 10% от общей численности населения воеводства. В одном из сел обычно размещалось всего несколько лемковских семей, избегали возможности создания компактных групп населения. Так, например, 178 семей (928 человек), перемещенных из села Флеринка, были размещены в более чем 30 различных местах страны в 6 районах (уездах) по 1 - 5 семей в одном селе6.Лишь немногие лемки после 1956 года смогли вернуться в родные места, другие продолжали проживать в населенных пунктах западной и северной Польши. Польские власти продолжали рассматривать лемков как украинский. Советский Союз также проводил политику непризнания лемков, которые для него должны были быть только частью «советского украинского народа», а СССР для них должен стать защитником и покровителем. Было запрещено русинский национальное самосознание и сам этноним «лемко». Массовое русинский национальное возрождение в Польше стало возможно только в 80-х годах XX века, когда русинам стало возможным заявить о себе как об отдельном народе с собственной культурой, самосознанием и языком.Началом национального возрождения вирусные-лемков на современном историческом этапе считается 1989 год, когда было зарегистрировано Общество лемков - организация, которая стала усиленно восстанавливать лемковскую идентичность. Представители этого объединения считают себя частью русинского, а не украинского народа. Кроме того, среди подобных организаций традиционно русофильство и принадлежность русинов к единой восточно-славянской цивилизации. Данный факт не понравился деятелям украинского этнического меньшинства в Польше и власти Украины, как и в межвоенный период были созданы параллельные организации для лемков, которые считают себя частью украинского народа. Наибольшей украинофильской организацией является Объединение лемков, которая активно сотрудничает с Объединением украинских Польши. Активисты этих организаций утверждают, что лемки-русины особая этнографическая группа украинских.В 90-е годы русины получили возможность открыто заявлять о своем национальном самосознании и политические страсти. В 2002 году прошла перепись населения, которая определила численность граждан Польши и количественное соотношение населяющих страну этносов. Лемками записались всего 5850 человек. Активисты русинского движения считают эту цифру явно заниженной, так как влияние на их самоопределение оказали ряд факторов: процессы ассимиляции, низкий уровень терпимости, даже дизайн и постановка вопросов переписных листов. Большое значение в вопросе национального самосознания лемков внесла миграция, как принудительная в сороковые годы, так и более поздняя добровольная - переселение в города. Среди лемковской общины дополнительным фактором уменьшает ее количественные показатели выступает несколько вариантов этнической идентификации. Часть лемков ассимилировалась и стала считать себя поляками, часть считает себя украинским или «лемками - особой этнографической группой украинских», только небольшая группа считают себя только лемками.В дискуссии о национальной принадлежности русинов-лемков важно рассмотреть аспекты становления его самосознания. Утверждение, что этноним русин «только старое имя украинского народа», которое навязывалось властями независимой Украины, и из которого делался вывод, что русины, в том числе русины Польши - «часть украинского народа» - не имеет никакого основания. Процессы украинского национального возрождения и становление идеологии «украинства» не затронули русинскую самоидентификацию. Сегодня сказать, что русины-лемки - это украинская, то же самое, если бы этнические русские заявляли, что украинская - это лишь «этнографическая группа русских», а украинский вообще не существует. Русин, когда он говорит, что он русин, не относит себя к украинскому народу, несмотря на историческое значение этого термина. Лемки в Польше сохранили свое собственное историческое наследие, язык и обычаи, которые связывают их со старым карпато-славяно-русским наследием и Святой Русью7. Сам термин «русин» намного старше сегодняшних украинских. Если и связывать этот термин с какими-либо еще современным славянским народом, то с этническими русскими. В России до сих пор в отдаленных областях проживают русские, которые сохраняют в своем самоназвании термин «русин», а украинские этот термин потеряли. В традиции и народной памяти русинов не существует ощущения принадлежности к украинскому народу. В истории и культуре русинского народа нет места для «славного казацкого прошлого», Тараса Шевченко, Ивана Франко и других родоначальников украинского национального возрождения.Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что русины-лемки являются самой западной частью карпатских русинов, относящихся к восточнославянской этноязыковой общности. Русофильство и принадлежность к «миру Руси» оказало и оказывает существенное влияние на национальное возрождение русинов-лемков Польши. Мировые войны и переселения русинов из мест автохтонного проживания больно ударило по национальному самосознанию. Естественная ассимиляция за счет смешанных браков, несколько вариантов этнической идентификации, деятельность украинских организаций, которые проводят процесс украинизации русинов, привели к тому, что численность русинов-лемков в современной Польше и дальше будет оставаться незначительной. Но русинские организации делают все возможное, чтобы сохранить лемковское наследство.Историография:1. Дронов М. Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси, «Вестник Юго-Западной Руси», № 1, 2006 г.2. Дуц'-Файфер О. Лемки в Польше / / Тривалисть региональных культур. Русины и украинская на их карпатской Родине и за рубежом. Ред. П.Р. Магочий. Нью-Йорк, 1993.3. Horbal В. Dziaialnosc polityczna Lemkyw na Lemkowszczynnie 1918-1921. Wroclaw, 1997. S. 334. Шевченко К. Новый Освенцим - операция "Висла": как у русинов-лемков ампутировали родину. URL: http://www.regnum.ru/news/1091389.html5. Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси, Ужгород, 2006, с 121.6. Русин А. «Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма. Часть 9. Братья лемки и операция «Висла» URL: http://rusiny.info/article/157/7. Хорньак М. Бачванско-Сремских русины (1745 - 2005). Нови Сад: 2006.Т. I. С. 24.Миронов Григорий, аспирант кафедры исторической политологии Южного Федерального Университета (г. Ростов-на-Дону), редактор сайта rusinistika.com. Grigmironov.livejournal.com


"Новини Закарпаття"


Источник:

Популярные статьи:

  • 1
  • 2
Предыдущая Следующая

Ужгородцы праздновали "Барбекю-фест - 20…

Как уже сообщал KARPATNEWS.in.ua, 25-26 августа в Ужгороде проходил IV Международный фестиваль кулинарного искусства «ВВQ FEST Uzhorod Open-2012». Открыл фестиваль Юрий Беляков, заместитель председателя городского совета, искренне поздравил с праздником ужгородцев...

Татьяна Романова из династии императоров…

«Ваше превосходительство, госпожа Татьяна» - так часто обращаются к художницы из Ужгорода Татьяны Романовой. Жизнь каждого человека наполнена знакомствами и встречами. Они бывают разными: деловыми, коммерческими, любовными, творческими. Вот...

Проблемы уникальной Боржавской узкоколей…

Боржавская узкоколейка на своем пути имеет до десятка остановок в разных населенных пунктах края. Ее построили в 1908. Она удачно отметила свою сотую годовщину, потому начались проблемы. ...

Борис Колесников проинспектировал ход ст…

Борис Колесников проинспектировал ход строительства стадиона во Львове

Сегодня, 30 августа, в рамках рабочего визита во Львов, Вице-премьер-министр - Министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, председатель Львовской облгосадминистрации Михаил Цимбалюк и мэр Львова Андрей Садовый осмотрели ход строительства...

Верка Сердючка, Джамала и Анастасия Прих…

Верка Сердючка, Джамала и Анастасия Приходько будут бороться за право представлять Украину на "Евровидении-2011"

После открытых кастингов, которые 19 - 20 августа НТКУ провела в столичном Гидропарке, в Национального отбора на "Евровидение - 2011" прошли 35 лучших исполнителей.

Госкомтелерадио планирует в 2011 году от…

Госкомтелерадио планирует в 2011 году открыть 20 магазинов по всей Украине

Государственный комитет телевидения и радиовещания способствовать тому, чтобы в следующем году открылось 20 магазинов во всех областях Украины. Об этом во время брифинга, посвященного открытию VI Киевской международной книжной...

"Скорая" с роженицей попала в ДТП на Зак…

В г.Тячев на Закарпатье столкнулись автомобиль ВАЗ и карета скорой помощи марки УАЗ. В момент столкновения в автомобиле "скорой" была роженица, которую врачи везли в больницу. К счастью,...

23 июня: Погода в Ужгороде и Закарпатье

Как сообщили KARPATNEWS.in.ua в Закарпатском областном гидрометеоцентре, в течение ночи погода в регионе обуславливалась влиянием выступления антициклона. Наблюдалась небольшая и переменная облачность, без осадков. Утром в горных долинах...