Уникальную коллекцию древних бандур и документов о судьбе кобзарства Крыма и Кубани, течение прислоненную в библиотеке Ялтинского педучилища, названного ныне Крымским гуманитарным университетом, чиновники от культуры не хотели назвать музеем долго и упорно.

Этот статус бесценно для украинской культуры значительное собрание раритетов нашей духовного наследия, наконец, получило незадолго до своего нынешнего 45-летнего юбилея, и то - благодаря настоятельным настоянию украинской общины полуострова. Впрочем, и сегодня богат редкие экспонаты музей остается неизвестным не только жителям, но и гостям курортного полуострова, потому что не фигурирует ни в одном из туристических путеводителей Ялты и Крыма.Он, наполненный реликвиями, которым завидует даже Киев, почему-то неизвестный общественности даже на двадцатом году утверждения нашей независимости, - все-таки есть. Создал его, одновременно с несколькими ансамблями бандуристов, педагог, музыкант, историк, краевед, артист, для которого кобзарства стало уделом, - Алексей Федорович Нырко, 85-летие которого исполнилось бы в первые дни нового года.Здесь живая летопись южного кобзарства, необычного явления культуры казацкой нации, не могут отрицать даже приснопамятные и нынешние притлумлювачи исторического присутствия украинства во все времена многовекового бытия солнечного полуострова.Десятки инструментов начала и середины прошлого века нелегко было собирать еще и потому, что почти каждый исполнитель или творец опальной во все времена бандуры закончил свою жизнь на Соловках или в Сибири. Туда же не раз обещали посадить и собирателя и регистратора сегодняшнего весьма значительного исторического фактажа, поисковика и увичнювача имен целой когорты мастеров изготовления и игры на старинном казацком инструменте, тогда еще молодого с непривычным для Ялты именем - Алексей. Чаще - «господа» из КГБ и усердные ускорители слияния наций "в единий Советский народ с только русским языком общения», на которых обильный Крым до сих пор. Они постоянно осложняли жизнь и работу педагога-украиниста, который еще и организовал и возглавил Ялтинский «Просвещение», травили, держали в «черном списке» неблагонадежных граждан, в глаза и за глаза называли «нацианалистом, бандеровцем», - зная его крестную судьбу.

Казацкая колыбель. Голодомор. Война. Консерватория. Тюрьма. Лагеря. Бандура ...

Так шутя одной строкой Алексей Нырко ответил на мой первый просьбе хотя бы кратко рассказать о своей жизни. Позже, запизнавшы во мне земляка, доверился, что казацкого рода, родился на Днепропетровщине, в селе Новая Сечь, которая стала убежищем последним запорожцам. Деды воевали в национальных войсках, дарили внуку произведения Шевченко и Кащенко, обогащали душу преданию сечевиков, народными песнями. Здесь узнал ужасы голодомора, потери родных людей. Тогда впервые арестовали отца, а в 1938 году во второй раз лишили свободы, вместе с братом инкриминировали антисоветскую работу. Обвинения были беспочвенны, принимать мужественно их отвергали, упорно не ставили подписей под протоколами допросов, но 5 лет жизни забрали у них Архангельские лагеря, а потом еще два года - война. Поэтому пришлось Алексею расти сиротой при живом отце и еще и терпеть унижения от клейма «сына врага народа», которым досаждали и учителя, и ученики. Находил отраду в добросовестном учебе и музыке. В начале войны благодаря смекалке сбежал из вагона от немецкого рабства. Скрывался от новых облав на старом выгоне до прихода Советской армии, в которую парня мобилизовали конце войны. Потом была Харьковщина, Восточная Пруссия, где младший сержант Нирко не раз вырывался из лап смерти, подружился с двумя галичанами, родители которых тоже подверглись репрессиям за любовь к Украине. После войны увлекся скрипкой. Окончил Львовский культурно-образовательный техникум, а Львовскую государственную консерваторию - не успел, потому что летом 1950 одаренного студента арестовали и приговорили к 10 годам лагерей и 5 лет ссылки «за националистическую антисоветскую деятельность».Наказание отбыл на лесоповалах Урала в КИЗИЛЛАГу Пермской области. Выжить, закаливать дух и волю вчерашнем первокурснику помогли интеллигентные друзья - «политические» заключенные и воспоминания о науке первого учителя музыки - сечевого стрелка Луки Карамельського, лекции Филарета Колессы, сына прославленного композитора Остапа Лысенко, концерты Соломии Крушельницкой.После освобождения в 1956 году и реабилитации окрепла вера в то, что больше пользы принесет кобзарством. И в взлелеянном в мечтах Львове бывшему «зэку» места не нашлось. Друзья помогли устроиться сельским учителем пения на Херсонщине. Здесь взрастил первый одаренных учащихся-кобзарей, а в Никопольском педучилище и первую капеллу бандуристок, которая существует до сих пор. Наконец, чтобы поправить потерянное в лагерях ГУЛАГа и на фронтах здоровья, поселился в Ялте, где в начале «хрущевской оттепели» создал при педучилище свой «неизвестный» музей, три народных капеллы бандуристок и пять ансамблей такого уровня, выступал с ними в Беларуси, Греции, Турции, Франции, Польши, России, Венгрии, Югославии.Как виртуоз-бандурист, аранжировщик, руководитель-дирижер капелл получил немало медалей, дипломов и других наград. Ибо везде доказывал: украинская песня, бандура способны очаровать людей любых национальностей. До последнего дня отстаивал достоинство украинских, которые здесь до сих пор некоторые любит называть «пришлими хахлами».

Дело чести и жизни

Музей кобзарства утверждает: у обоих морей - Черного и Азовского, на обоих их берегах - во все времена всегда хватало и украинские, и казаков-бандуристов. Среди них особенно рельефно выступают родовые казацкие фамилии: Цимко, Шарко, Круча, Гусар, Пилинский, Журчинський, Луковецький ... Это только собраны вдогонку осколки потерянного для историков порыва правдиво украинского душ до надолго украденной собственной правды и истории. Листая музейные реликвии, собранные здесь в объеме более полутысячи редких экспонатов, убеждаешься в том, как же мало мы делаем, чтобы хотя бы немного знать о них - народных мастеров-профессионалов, хранителей опоэтизированной ими истории нашего народа, прозорливых слепцов-кобзарей.Музей исповеди их душ, соревнование, стремлений и устремлений поныне постоянно пополняется новыми экспонатами. Его основатель, собиратель, хранитель, научный сотрудник, поисковик, экскурсовод, реставратор старинных инструментов и одновременно виртуоз игры на них - Алексей Нырко, сорок лет ежедневно стирая музейный пыль из драгоценных реликвий, рассказывал мне, что каждая из них достойна отдельного музея, а небудничная судьба творца или исполнителя дум и песен времен казачества достойна романа или хотя документальной повести. Отбор экспонатов, документов и фотографий начал Алексей Федорович в 1964 году. Основное количество достижений музея составляют несколько десятков бандур любительского изготовления конца XIX-ХХ веков. Среди особо ценных - давние бандуры известных украинских мастеров Александра Корниевского, Кузьмы Нимченко, Ивана Скляра, Семена Турчинского, Владимира Тузиченка, Ивана Герижвана, Василия Маковецкого, Иосифа Снежного, бандуры крымских кобзарей Карпа лудильщик, Андрея Цимка, Марка Ковальского, Семена Хуторную, Федора Кобзаря , инструменты кубанских бандуристов Владимира Лазаренко, Михаила Телиги, Ильи Нимченко, Ивана Гавриша, Зота Дубравы ... А также богатые архивы, материалы о мастерах и исполнителей бандуристов исследуемых регионов Соборной Украины: более полусотни редких фотографий с 1898 года по истории кобзарства, труда Почка о бандуристов и мастеров Крыма и Кубани, длительное время запрещенные книги по истории кобзарства и Украины, библиотека нотных изданий, сборники украинских дум и песен, афиши исполнителей бандуристов, капелл и ансамблей, программы концертов, фестивалей, фото созданных почки и его учениками капелл и ансамблей бандуристов, аудиокассеты и т.д.. Здесь же и отдельные детали бандур и инструменты, которыми их изготовляли, переписка, книги, журналы со сведениями о мастерах и кобзарей, воспоминания современников и т.д.. Сейчас небольшая аудитория, стала музейным залом, является одновременно и местом репетиций юных бандуристок, консультаций, научной работы. Экскурсии для всех желающих проводятся бесплатно. Ялтинский бандурист не было времени горевать по тому, что его «дитя души» десятилетиями обходят вниманием, праведно собирал до этого сота памяти все новые реликвии. Приобрел столько, что стал даже раздаривать. Несколько стоимостных крымских и кубанских бандур оказались в Киеве. Три старинные бандуры передал Ялтинском музея Леси Украинская, куда время приходил «виспиватися-исповедаться» вместе со своим учеником, известным в Крыму кобзарем Остапом Киндратчуком, или целой капеллой бандуристок.Вместе с кубанцами, которые еще помнят свою родословную, подняли кобзарское искусство до уровня международных фестивалей. Они в Ялте стали ежегодными уже давно, и об этом рокот бандур «последних сечевиков» обильно пишет почему-то только канадская пресса. В этих соревнования виртуозов, которые проходят под названием «Звени, бандура!», Традиционно первые места и сейчас занимает капелла имени Степана Руданского, которой покровительствовал кобзарь Алексей Нырко. Ежегодно искусным становился и ансамбль бандуристок «Подснежник». Под художественным руководством Неонилы Нирко, ему, первому в Украине среди детских, еще 30 лет назад присвоили звание народного.Своего должны навсегда ялтинского колдуном и бандуристы изгнании капеллы кобзарей Северной Америки и Канады, которые приезжали в Крым отмечать свою 75-летнюю историю хранителей украинского мелоса. Назвали они его энциклопедистом, убедившись, что господин Олекса, как никто, знает путь предшественников нынешних отечественных и зарубежных кобзарей: кого, когда, где арестовали, куда сослали, где искать могилы ... Поименно вписал он в доселе рукописную антологию бандуристов судьбы всех известных и гонимых с кисти славных, их репертуар, стиль игры, «планиду исполнителя и инструмента», каждый из которых для него был одухотворенно жив.

По следам последних запорожцев

- Во времена безгосударственности постоянно растирали в порошок добросовестных исследователей кобзарства, - жаловался Алексей Нырко, называя десятки имен хорошо известных ему, до сих пор неизвестных нами, подвижников украинского казацкого духа. Всего возмущало его то, что постоянно встречал писания о том, будто в запорожского казачества «после поцелуя туфли Екатерины II испарилась украинских суть». Это очень импонировало тем, кто пытался доказать, что Кубань «дабравольно забила» свое первородное запорожское корни, отказалась от казацких песен, бандуры, родных традиций и обычаев. Во времена недавней сплошной русификации эта идея насаждалась особенно тщательно. Очень переживал Алексей Федорович трагической судьбой казачьих станиц, о обезлюдевшие которых собрал значительный материал среди историков и уцелевших очевидцев трагедии. В частности, о полностью выселено более 18-тысячную украинскую станицу Медведовская. Полтавскую - где в советских репрессий жило около 15 тысяч потомков переселенных Екатериной II на Кубань запорожцев. Они не позволяли топтать родную культуру, все были образованными людьми, восставали против закрытия первого Всероссийского украинских педагогического техникума, который работал в Полтавской. Кстати, возглавлял его зачинатель движения «Свободная Украина» Николай Михновский, поэтому сюда хлынули все патриотические силы Кубани. Станицу объявили «контрреволюционной», украинизацию отменили репрессиями, после двух приездов организатора голодоморов, украинофоба Лазаря Кагановича и «генеральных чисток» и депортации эшелонами в Казахстан - Полтавская обезлюдела еще до появления печально убийственной декабрьской кремлевской постановления 1932 года «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области ». Добила униженных людей еще одно постановление Кремля относительно Украины и Кубани от 22 января 1933 года - запрет выезжать умирающим от голода за продовольствием в другие регионы. А в еще теплые казацкие дома заселили «сознательних колхозников» из Ленинградской и Московской областей, Беларуси и Урала. Стерли даже название: Полтавская стала «Красноармейской». Еще одну полностью бесчеловечном более 20-тысячную украинскую станицу Уманский переназвали на «Ленинградскую». Не менее трагична судьба еще более десятка (!) Кубанских украинских станиц. Тогда, согласно Всесоюзной переписи населения 1939 года, Кубань уменьшилась на 1237000 151 украинских. «И это не геноцид моего народа?», - Сокрушался Нирко над материалами, собранными на протяжении многих лет «походов на некогда вольнолюбивых украинских Кубань». Из многочисленных статей Алексея Федоровича, в которых он, - вечный странник станицами потомков запорожцев, приводит реальные факты бытия еще не тусклую здесь, несмотря на жесткие запреты и кровавые репрессии, украинскости, гордого и вольного казацкого духа, дома не опубликовал ни одной. Иначе и не могло быть, ведь автор осмеливался отрицать официальную имперскую тезис о нивелировании-слияния наций в «новую общность - рускоговорящий Советский народ».Только в Нью-Йорке в журнале «Бандура» напечатаны его труд «Кобзарство Кубани». Это при том, что оценивая его титанический труд, известный кубанский краевед Иван Федоренко отметил: «Все вместе взятые современники - историки Кубани не смогли выполнить такой объем работ кобзарской тематики, который совершил Нирко». Наградой за свою исследовательскую работу считал весточки из Кубани, в которых корреспонденты выдвигали условия: "Относительно национальности прошу подавать и подчеркивать, что национальность Отца и нас всех есть украинским, мы кубанские украинского казацкого рода!" Крымские бандуристы, первые из которых исходили из турецких и крымских невольников, для Почка - тема отдельная. Есть у него свидетельства и других авторитетных исследователей о том, как Невольничьи стенания непосредственно состояли на рынках Кафы, что играли бандуристы не только на базарах Крыма и Турции, но и во дворцах султанов и властителей Европы. Персоналий тех музыкантов время не уберег, кроме Карпа Кобзаря-лудильщик, воспоминания о котором записал от часовщика, во времена войны начальника ялтинского партизанского отряда Василия Мусийовича Кулинича. Следов арестованного деда, как и его бандуры, не стало перед войной. Больше фактов о ялтинского бандуриста Андрея Цимка. Есть в музее и его инструмент конца ХIХ века. Среди наиболее интересных и кобза «неистового Шауэр». Он, сын финна и немки, так увлекся украинской мелосом, ставший бандуристом, педагогом, актером украинского труп. Бандуры Степана Гарш, кубанцев Михаила Телиги и Федора Дубравы - зачинателей капеллы кобзарей в Киеве времен Гетманщины. Новейшая здесь бандура мастера Семена Турчинского из станицы Азовская, который трагически погиб в возрасте 94 года. Говорил этот крепкий дедушка: «Кто на моих бандурах детей играть учить, поэтому даже доплачивать готов ...» Сейчас на его звонких инструментах играют кобзари кубанской станицы Северской. Благозвучное чудо народного искусства - и одна из первых хроматических бандур мастера Григория гусар из станицы Каневской, изготовлена совместно с руководителем капеллы бандуристов - кубанцы Степаном Жарков, замученным в 20-е годы за возрождение украинства в этом крае, вместе с сотнями других народных талантов - будителей духа нашей сторозтерзаний нации. ... Бандуристы, как и их песни, вне времени. Но когда дождемся достойного оформления бесценного сокровища ялтинского музея кобзарства Крыма и Кубани и издание книги об этих реликвии казацкого духа нашего народа и одновременно неутомимый, сподвижницький путь их собирателя Алексея Почка, для которого кобзарства тоже стало судьбой? Неужели поводом для этого не станут даже два нынешние юбилеи - 85-летие основателя ценной коллекции и 45-летию уникального музейного собрания - дела его жизни? Или «рассеянные» к украинской дат крымского календаря местные функционеры от культуры вновь «забудут» почтить эти даты, так же, как перед этим замолчали уважаемые 150-летние юбилеи еще двух известных в мире крымских украинских - великого садовника Льва Платоновича Симиренко и выдающегося художника- баталиста Николая Семеновича Самокиша? Откуда такой вирус беспамятства до лучших представителей украинской нации?


Виктор ХОМЕНКО, украинский исторический взгляд и современность


Источник:

Популярные статьи:

  • 1
  • 2
Предыдущая Следующая

Транзит российского газа через Закарпать…

Газпром объяснила резкое снижение транзита российского газа в Европу через Украину, Который за последние сутки сократился почти вдвое Относительно плана - до порядка 200 млн кубометров с плановых 400 млн...

Артист Венгерского национального оперног…

В субботу, 20-го августа в греко-католической церкви с.Новое Село Виноградовского района Закарпатья будет показано венгерский историческую музыкальный спектакль в исполнении артиста Венгерского национального оперного театра Чобойо Йожефа

Кто из педагогов представляет Закарпатья…

Всеукраинский семинар работников образования начал работу в Ивано-Франковском областном институте последипломного педагогического образования. Об этом сообщили в Главном управлении правовой работы и внутренней политики Ивано-Франковской ОГА.

На Закарпатье румынка погибла в столкнов…

11 февраля около 17.20 ч. в направлении города Мукачево двигался автомобиль марки «КамАЗ» под управлением 54-летнего жителя Мукачево. Водитель другого легкового автомобиля марки «Опель-Вектра» под управлением гражданина Румынии, который...

Cвятиня исторического Закарпатья в Слова…

В воскресенье, 19 июня, закарпатские журналисты посетили святыню исторического Закарпатья в Словакии - монастырь чина отцов Василиан в Красном Броде. Епископ Мукачевской греко-католической епархии владыка Милан Шашик отправил архиерейскую Литургию по...

Мужчины бьют жен только из-за любви - вы…

По мнению ученых, чаще внезапная агрессия мужчин связана с явлением, которое исследователи окрестили доброжелательным сексизмом. Исследователи из университета Гранады, Испания, сообщили, что выяснили причины, по которым ласковый мужчина внезапно может поднять...

Путин цунами в закон о конфискации лично…

Президент России Владимир Путин цунами в закон, устанавливающим возможность конфискации не только денежных средств в размере стоимости незаконно нажитого имущества, но и любого друга личного имущества осужденного, к которому применяется...

Закарпатское Солотвино: Катастрофа - не …

В закарпатском Солотвино туристический бизнес в разгаре. Уверяют: вода есть и в озерах, и в бассейнах. Однако согласно выводам экспертов, из-за неправильного человеческое хозяйствования ситуация может совсем выйти...